?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
 Средневековая история монголов, в том числе ойратов, отчетливо делится на два периода - до и после образования империи Чингисхана. В 1204 г. обитавшие в горно-таежных районах Монголии и Сибири племена ойратов признали над собой власть Темучина и были включены в состав его владений. В империи Чингисхана ойраты, численность которых современные калмыцкие историки определяют в 200 тыс. человек, занимали сравнительно привилегированное положение, составляя отборную гвардию императора. После разгрома Темучином найманов в 1204-1205 гг. и ухода последних в Казахстан, ойраты продвинулись на запад и заняли опустевшие их кочевья в Монгольском Алтае.

Конец XIV - первая половина XV столетия были временем политической гегемонии ойратов в монгольских степях. После изгнания из Китая последнего Великого монгольского хана Тогон-Тэмура (1333-1368) и свержения династии Юань в Монголии началась ожесточенная борьба за ханский трон и "центральная ханская власть утратила всякий авторитет и значение". Монголия, фактически, распалась на два независимых друг от друга владения западное, где доминировали ойраты и восточное, находившееся под контролем потомков Юаньских императоров. В это время владения ойратских феодалов простирались от верховий Иртыша и Енисея на севере до границ пустыни Гоби на юге, от Хангайских гор на востоке до Могулистана на Западе.

Оттесняемые восточномонгольскими феодалами, ойраты постепенно продвигались все дальше на запад, вступая в контакты с Моголистаном, Казахским ханством, государствами Средней Азии. В конце XVI -начале XVII в. ойратские племена (торгоуты, хошоуты, дербеты, чоросы и др.) прочно обосновались в районе между реками Иртыш и Или, получившем позднее название Джунгарии от монгольского словосочетания "зун гар" или левая часть, левая сторона.

Среди соседних тюркоязычных народов ойраты стали известны под именем калмыков. От них этот термин был заимствован русскими. Ойраты Джунгарии сами себя так не называли. Термин "калмыки" закрепился и стал самоназванием ойратов, переселившихся в первой трети XVII столетия на Волгу. Говоря о названиях, под которыми западные монголы-ойраты вошли в историю, известный монголовед В.Л. Котвич писал: "Для обозначения западных монголов (ойратов) в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты - из монгольских и калмыцких источников, калмыки - из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе архивные документы и элюты (олоты) - из китайских".

Основным феодальным объединением являлся улус, состоявший из нескольких родовых союзов - отоков и аймаков. Оток был объединением как родственных групп, так и представителей различных родов и племен, кочевавших на определенной территории и зависимых от одного владельца. Вместе с тем, оток представлял собой определенную военную единицу (хошун), выставляющую строго фиксированное количество воинов. Аймак отличался от отока тем, что объединял только родственные семьи, как правило, ведущие свое происхождение от одного общего предка. По мнению академика Б.Я. Владимирцова оток и аймак являлись кочевыми феодами. Улус, указывал русский исследователь права монголов Ф.И. Леонтович, "имел вид большой орды, кочевавшей со всеми своими частями отдельно от других одноплеменных улусов и управляющийся своим родовым вождем...". Это было по существу самостоятельное владение, удел. Правитель его - тайша (тайджи) располагал собственным отоком и имел определенные места кочевания. Несколько улусов составляли племя. Основные ойратские племена торгоутов, хошоутов, дербетов, чоросов к началу XVII в. представляли собой княжеские владения, которые возглавляли старшие тайши, принимавшие нередко титул хана. Глава старейшего или наиболее сильного и многочисленного улуса считался главой племени. Ханы и тайши принадлежали к аристократическому сословию нойонов, которые вели свое происхождение от Чингисхана и его братьев. Другую группу светских феодалов составляли зайсаны, стоявшие во главе аймаков, их помощники дэмчи. Богатыми и очень влиятельными являлись представители ойратского духовенства, тесно связанного с ламаистской церковью Тибета. Основное и самое многочисленное податное сословие представляли араты - албату, закрепленные за конкретным феодалом. Они были обязаны платить натуральный налог скотом и продуктами своего хозяйства, выполнять повинности по сбору топлива, доставке почты, снабжать продовольствием проезжающих послов и гонцов, участвовать в облавных охотах, в ополчении феодала и др. За невыполнение этих и других повинностей араты подвергались строгим наказаниям. Аналогичным было и положение шабинаров - аратов, прикрепленных к ламаистским церквям и монастырям.

В середине 30-х гг. XVII в., в период правления Батура-хунтайджи (1635 - 1654), ойратские племена объединились в единое государственное образование - Джунгарское ханство. "В сих летах, - говорится в Черепановской летописи, - начало свое возымело в калмыцких тайшах Зенгорское владение, ибо Каракулы сын Батур-тайша благоразумием и храбростью своею как рассеянные калмыцкие республики с их тайшами вместе совокупил и часть Бухарин завоевал, и с того времени как в 1635 г. он, Батур-тайша, стал именоваться контайша". Разумеется, образование Джунгарского ханства объясняется не столько личными качествами Батур-хунтайджи, сколько объективными процессами, подспудно развивавшимися в монгольском обществе. Основой экономики джунгар оставалось экстенсивное кочевое скотоводство, территориальная отдаленность ойратов от оседлых земледельческих и ремесленных центров и внешнеполитические затруднения стимулировали развитие у них собственного земледелия и ремесла, что придавало их хозяйству более разносторонний характер н в экономическом отношении делало их более независимыми от соседей (Батраков, 1958). В Джунгарии, точнее в завоеванном в годы правления Галдана (1670-1697) Восточном Туркестане, отливались монеты из красной меди с надписями на одной стороне на ойратском, на другой - на тюркском языках.

Политическая структура совпадала с родоплеменным делением ойратов. Хан, носивший в Джунгарии титул хунтайджи, обладал практически неограниченной властью. Высшим правительственным и одновременно судебным органом ханства являлся зарго, состоявший из близких хану зайсанов, высших иерархов ламаистской церкви, а в XVIII в. в него входили и уйгурские беки. "Великих дел контайша, - писал о джунгарском хане Цэван-Рабдане (1697-1727) русский посол в Джунгарии в 1722-1724 гг.., И. Унковский, - без советов зайсанских не делает, а в иные дела и протчих начальных людей и из знатных калмык призывают". Верховная ханская власть являлась наследственной и переходила от отца к сыну одной и той же фамилии дома Чорос. Во главе племен и улусов стояли старшие и младшие тайши, отоки и аймаки возглавляли зайсаны. При хане и при тайшах имелись дружины, а в случае войны собирались ополчения, в которые призывались все взрослые здоровые мужчины. Управление ханством осуществлялось на основе законов, базировавшихся на обычном праве монгольских народов. Уровень централизации власти и вообще развития государственности в Джунгарском ханстве был намного выше, чем у соседних народов - казахов, киргизов, халхасов. Это было "сравнительно высокоорганизованное, объединенное феодальное государство с твердой центральной властью, успешно преодолевавшее сепаратизм местных князей".

По своему политическому и общественному устройству Джунгарское ханство - типичное раннефеодальное кочевое государство, правитель которого, стоящий на верху феодальной лестницы, являлся верховным собственником всех земель. Скот находился в личной собственности отдельных семей.

Джунгарское ханство поддерживало широкие экономические и политические связи с соседними государствами. Торговые караваны отсюда появлялись на рынках Китая, России, государств Средней Азии. На протяжении всего периода своего существования Джунгария проводила активную внешнюю политику, оказывая большое влияние на политическую жизнь населения огромного региона, в том числе Саяно-Алтая.

Воссоздать ход проникновения ойратов в Горный Алтай и подробную картину подчинения местного населения пока не представляется возможным. Известно, что они появились здесь в конце XVI - начале XVII в. В 1609 г. томские воеводы В. Волынский и М. Новосильцев сообщали в Москву, что "черные колмаки с белыми колмаками кочуют многие заодно..." Проникновение ойратов на Алтай и в Верхнее Приобье в этот период было связано с ходом их борьбы с хотогойтским государством Алтын-ханов и Казахским ханством. Государство Алтын-ханов, располагавшееся в северо-западной части Халхи, возникло в последние десятилетия XVI в. Его основателем был один из внуков знаменитого монгольского князя Гэрэсэндзэ - Шолой Убаши-хунтайджи (1567-1627). Г.Ф. Миллер отмечал, что "...в это время калмыки опять вели кровопролитную войну с монголами... Еще большее число калмыков было принуждено оставить свои кочевья по ту сторону Алтайских гор и переселиться в Сибирь". При этом ойраты, опасаясь преследования противника, даже строили на Алтае укрепления. Осенью 1621 г. томские воеводы И. Шеховский и М. Радилов сообщали тобольскому воеводе М. Годунову, что ойратские тайши "Тойла и Курагала и Мергет-тайши и иные все тайши, и черные колмаки пришли все на Обь-реку... на устье реки Чюмыша, сделали городок... А сошлися де они на Обь и городок сделали, что их побил Алтын-царь, а сложился де Алтын-царь с Казацкою землею, а казацкие люди с нагаи, и где де оне в степях кочевали, и с тех со их кочевья збили...". В этом сообщении обращает на себя внимание определенная синхронность в действиях противников ойратов. По мнению Г.Ф. Миллера, именно в 20-е гг. XVII в. ойраты начали облагать данью коренное население Горного Алтая и бассейна Верхней Оби. В эти годы ойратские князья во главе с чоросским ханом Харахулоном вынашивали планы нападения на опорные центры Русского государства в Южной Сибири - Томск и Кузнецк. Коренное население Южной Сибири нередко оказывало опратам ожесточенное сопротивление, действуя порой в союзе с русскими.         После образования Джунгарского ханства вторжения ойратов в Горный Алтай и Верхнее Приобье приняли систематический характер. В основе захватнической политики ойратских ханов лежало стремление овладеть пушными и рудными богатствами края, увеличить численность податного населения, расширить территорию ханства, создать буферную зону на границе Русского государства в Сибири. Опорными пунктами распространения русского влияния на Алтае и в Верхней Оби были Томск (1604 г.) и Кузнецк (1618 г). Об упорной борьбе, разгоревшейся между русскими и джунгарами на Алтае свидетельствует тот факт, что следующая крепость (Бийская) была построена лишь 100 лет спустя после основания Кузнецка, несмотря на неоднократные попытки русских властей заложить укрепление в предгорьях Алтая.

В Окладной книге Сибирского приказа говорится, что джунгарские феодалы "не токмо набеги воровски и приезды насильственные непрестанно чинены, но в разных годах приходили многократно и под самые те города войною великими собраниями под приводом знатных контайшиных князцов и зайсанов в нескольких тысячах и стах оружейны и слободы, волости и деревни неприятельски разоряли, строения жгли, людей многих в смерть побивали, паче же, что нескольких тирански замучивали: груди пороли, глаза у живых вертели, из спины кожу ремнями вырезывали и вешали, а иных в их жилищах и по дорогам ловя в плен брали и на промыслы не допущали, пожитки все грабили, скотские и конные табуны отгоняли и прочее, что ни было, увозили".

Продвижение ойратов на Алтай и в Верхнее Приобье осуществлялось, главным образом, с юго-запада, В отечественной литературе утвердилась точка зрения, что телеуты признали свою зависимость от джунгарских ханов в 1653 г., но после этого неоднократно сражались со своими сюзеренами и порой наносили им ощутимые поражения. В 70-80-е гг. XVII в. телеутские князья становятся более зависимыми от джунгарских владельцев. Некоторым из них джунгарские ханы присваивали титулы, доверяли сбор албана и т.п.

Таким образом, к середине XVII столетия южные алтайцы оказались в составе Джунгарского ханства, а отдельные роды, давно признавшие русское подданство, стали двоеданцами.

В апреле 1726 г. казаки И. Ефимов и В. Кузнецов, ездившие по заданию русского посла С.Л. Владисдавича-Рагузинского в Тыву и на Алтай, сообщали, что до Телецкого озера - "владение российское, живут народы татарские... За Телецким озером Владение Колмацкое". Телецкое озеро "большею частию в Зенгорской стороне состоит, ибо по обе стороны от того озера от начатия Бии-реки до Губы-Кули и речки Сабинки имеется российского владения Кергеской (Кергежской) двоеданской татарской волости толко двадцать шесть верст, а зенгорского владения по оному Телецкому озеру по обеим берегам на восемьдесят верст". Живущие же в истоках Бии и по берегам Телецкого озера телесы "в подданстве более стоят в Зенгорское владение, дают же оные телесцы вольной ясак в город Кузнецк только по шестьдесят соболей в год и то своею волею, а не положением".

Из других групп населения Горного Алтая, находившихся в джунгарском подданстве, "вольный" ясак русским властям по одному соболю с "дыма", т.е. с семьи платили алтайцы, проживавшие по реке Майме.

Центральная ханская власть редко вмешивалась во внутреннюю жизнь своих пограничных алтайских владений, представляя местным князьям широкую свободу действий, в том числе, право на сбор албана и доставку его в ургу, на самостоятельные сношения с русскими властями. Алтайские князья были обязаны охранять границы ханства, выставлять определенные контингенты войск для службы при ханской ставке, участвовать в военных походах, встречать и провожать послов, приезжать для решения важных общегосударственных вопросов в ургу и т.д. На население Горного Алтая распространялись и законы ойратов, составленные на общемонгольском съезде князей в 1640 г.

Имелись случаи переселения южных алтайцев в пределы собственно Джунгарии. Так, зимой 1744 г. таутелеуты сообщали русским властям, что их соплеменники "умеющие кузнечного мастерства забраны во владение его (Галдан-Цэрена) Зенгорское и делают на оного зенгорского владельца ружье и стрельныя железца, панцыри и куяки и за ту де их работу дается им от помянутого зенгорского владельца жалованья".

Подать джунгарскому хану южные алтайцы платили "мягкой рухлядью" шкурами пушных зверей, предметами ремесла и даже продуктами земледелия, а также меховой одеждой. В шорском предании говорится о поставках в Джунгарию палочек для дальнобойных стрел - казырган. Кроме того, южные алтайцы были обязаны снабжать продовольствием, лошадьми и всем необходимым проезжающие через их кочевья ойратские посольства, военные отряды и даже торговые караваны. Джунгарские ханы претендовали на сбор албана и с северных алтайцев, однако, здесь они встретили противодействие царского правительства и местных властей.

(по материалам И.Я.Златкина)


Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
dzenn
18 дек, 2007 16:48 (UTC)
я вам теги поставила, в другой раз можно это делать самостоятельно :)
oubique
18 дек, 2007 17:08 (UTC)
Новые тэги могут ставить только смотрители.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Profile

real_siberian
Настоящие сибиряки

Latest Month

Февраль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Page Summary

Разработано LiveJournal.com